ПОЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ УСПЕХОВ В НАУКАХ

Успехи воспитанников в науках проистекают: или от простого стра-дательного понимания, или от прилежания, или от сильного развития умственных способностей; а следовательно, и должны быть оцениваемы сколько можно приблизительно к этому образом.

 
Этот всеобъемлющий и постоянный масштаб освобождает препода-вателя от той односторонности, которая всегда бывает следствием срав-нения учеников одного и того же курса между собой; он определяет правила для единообразного суждения в разные времена и в разных местах.
 
Пять степеней, для сего принимаемых, разграничиваются следующим образом:
 
1-я степень (успехи слабые)
 
Ученик едва прикоснулся к науке, по действительному ли недостач ку природных способностей, требуемых для успеха в оной, или потому» что совершенно не радел при наклонностях к чему-либо оному.
 
2-я степень (успехи посредственные)
 
Ученик знает некоторые отрывки из преподанной науки, но и те присвоил себе одной памятью. Он не проник в ее основание и в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность сия, может быть, происходит от некоторой слабости природных способностей, особливо от слабости того самомышления, которого он не мог заменить трудом и постоянным упражнением. Отличные дарования при легкомыслии и празднолюбии влекут за собою те же последствия.
 
3-я степень (успехи удовлетворительные)
 
Ученик знает науку в том виде, как она была ему преподана; он постигает даже отношение всех частей к целому в изложенном ему порядке, но он ограничивается книгой или словами учителя, приходит в замешательство от соприкосновения вопросов, предлагаемых на тот ко* нец, чтобы он сблизил между собою отдаленнейшие точки; даже выученное применяет он не иначе, как с трудом и напряжением.
 
На сей степени останавливаются одаренные гораздо более памятью, нежели самомышлением; но они прилежанием своим доказывают любовь к науке.
 
Эту степень можно назвать степенью удовлетворительных успехов потому, что ученик, достигший оной, действительно в состоянии бывает следовать за дальнейшим развитием науки и применять ее в случае надобности. Притом и размышление, всегда позже памяти нас посещающее, пробуждается часто среди этой даже механической работы.
 
 
4-я степень (успехи хорошие)
 
Ученик отчетливо знает преподанное ученье; он умеет изъяснить все части из начал, постигает взаимную связь и легко применяет усвоенные истины к обыкновенным случаям. Тут действующий разум ученика не уступает памяти, и он почитает невозможным выучить что-либо, не понимая. Один недостаток прилежания и упражнения препятствует таковому ученику подняться выше. С другой стороны, и то правда, что са-момышление в каждом человеке имеет известную степень силы, за которую черту при всех напряжениях перейти невозможно.
 
5-я степень (успехи отличные)
 
Ученик владеет наукой: весьма ясно и определенно отвечает на вопросы, легко сравнивает различные части, сближает самые отдаленные точки учения, разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые стороны учения, места, где сомневаться и что можно возразить против теории. Все сие показывает, что ученик сделал преподанную науку неотъемлемым своим достоянием; что уроки послужили ему только полем для упражнения самостоятельности, и что размышление при помощи книг, к той науке относящихся, распространило познания его далее, нежели позволяло нередко одностороннее воззрение учителя на вещи. Только необыкновенный ум, при помощи хорошей памяти, в соединении с пламенной любовью к наукам, а следовательно, и с неутомимым прилежанием, можёт подняться на такую высоту в области знания.
 
Составил Генерального штаба
генерал-майор Н. П. Глиноецкий С.-Петербург,
1832 год